Хайкинг

Босан

Как много в этом слове

Босан — это пик на Хамар-Дабане, называемый ещё Триангулятор, высотой 2275 м.

Невероятно красивое место, пожалуй, даже волшебное. Теперь-то я абсолютно точно могу утверждать это, так как наконец добралась до него.

Маршрут на Босан прост, проходит по хребту, но достаточно продолжителен — 50 км от Слюдянки, поэтому выбивается из рамок ПВД (похода выходного дня).

Обычно на этот поход закладывают пять дней — многовато, жаль столько времени. Но это я так считала раньше. Теперь же понимаю, что ради тех видов можно и неделю потратить, обязательно совершу там большой поход.

А нынче же, пребывая в обычном состоянии предосеннего сплина и горюя о бездарно потраченном летнем времени, я вдруг увидела на сайте rp5 погодное окно в конце августа. Заметалась мысль — куда? «Время есть, а денег нет и в гости не к кому пойти», — почти как в песне.

Заметка «Сходить на Босан» у меня в голове наклеена на самом видном месте, но я все время её отодвигаю, а тут вдруг наткнулась на неё и поняла — пора!

Высчитала, что мне нужно три дня (с 30-го августа по 1-е сентября), кинула приглашение для поиска попутчиков в группе Телеграмма, чем черт не шутит (уж очень я боюсь ночевать одна в тех медведных местах). И надо же, есть отклик: Виталий собирается на Босан со Слюдянки до Тибельти с велосипедом. Так едем же, друзья! И мы поехали.

Мельком упомяну, что накануне я полдня перекраивала варианты маршрута и ночёвок, даже собиралась брать велосипед, продумывала, как добраться с Тибельти до Слюдянки с велом и собакой, короче, измучилась. А потом выбрала план А — на месте разберёмся. Работающий такой план.

Итак, машина оставлена на базе МЧС, мы на старте. На сегодня решили идти до зимовья под перевалом Чертовы ворота.

Стоит сказать, что особенность маршрута в том, что мест для ночёвок после Ворот крайне мало, поэтому его и ходят перебежками от воды до воды.

После нынешних дождей дорогу размыло в хлам, я бы даже сказала, её порвало — образовались огромные дырки, ещё сильнее оголились камни. В общем, ситуация ухудшилась, даже на велосипеде сложно ехать, хорошо, что я все же пешком пошла.

Ну, а Виталий ехал, потом шёл, потом нес. Долго ли коротко, но добрались быстро.

Я случайно сходила на водопады Подкомарной — красиво.

Итого в первый день прошли 22 км с набором высоты 1320 м (по Страве).

Тут и добавить особо нечего, тропа уютная, проходит по Старокомаринскому тракту. Идёшь себе, представляешь, как пару (?) сотен лет назад шли здесь навьюченные чаем и прочим товаром караваны, как вон там за камнем сидели разбойники и огромные вороны кружили в небе. Даже снилось потом что-то подобное. Ночевали-то в зимовье, а там всякое чудится.

На следующий день выехали пораньше, в 7.30. Определились с местом ночевки — в зимовье под перевалом Рассоха (18 км пути), оттуда до Босана часа 1,5 — 2. Я решила, что скорее всего до туда дойду к обеду, поэтому в радиалку на пик схожу во второй половине дня, но не загадывала, приняв план

А. Впрочем, так и вышло, но я очень устала, поскольку наивно считала, что будет легче.

Это был гребневой день.

С утра как вышли на первую сопку от перевала, так и шли по верху.

Погода расчудесная, небо — а мы находились непосредственно в небе — синейшее, горы гладкие, причесанные, многослойные и видно далеко-далеко, кажется, даже до края земли.

Голова идёт кругом от такого количества пространства, заберёшься на сопочку, приложишь ладошку ко лбу и смотришь вдаль — восторг!

Знаете, будто гениальный художник искал самый красивый сине-голубой цвет. Макнул кисть в краску, первая извилистая линия получилась тёмной, разбавил водой — светлее, и так все последующие, пока не нашёл нужный цвет, им и закрасил небо. Я шла и любовалась, шла в небе по земле.

Картинка представилась из детского журнала. Помните, был такой познавательный, там дети нарисованы с огромными круглыми глазами, и они везде путешествовали. Кажется, на обложке была такая иллюстрация, как дети идут по глобусу — вот и мне казалось, будто я так иду.

А Виталя тоже шёл, только с велосипедом.

Оказывается, мест, где можно ехать, не так и много: то камни, то корни, то уклон вверх. У него отлично это получалось, но все же двигался он медленнее, чем пешком. Конечно, велосипед килограммов 15 весит.

Через 10 км от старта я решила подождать его, а заодно и перекусить.

Понаблюдала красивое действие: велосипедист в огромном пространстве едет по хребту, видно, как блестящие элементы бликуют на солнце. Такое в фильмах показывать надо!

К сожалению, у меня за весь маршрут нет ни одной нормальной фотографии — стерся глазок камеры на телефоне.

Посидели, попили чай, договорились о дальнейшем: иду дальше, не поджидая, и у места сворота тропы к зимовью оставляю вещи, а сама отправляюсь к пику, Виталя же направляется сразу к месту ночевки. Решено — сделано!

И в час дня я на красивейшем озере под перевалом Рассоха.

Правда, вторая половина пути была несколько сложнее и болотистее, сопки стали выше, а низины мокрее.

Пока добралась по ернику и мягким кочкам до озера, измучилась ужасно, оказывается, можно было немного обойти.

Озеро классическое хамар-дабанское, с чемоданником с одного берега и стлаником и болотцем у другого.

Вода прохладная, но не как в саянских озёрах, как раз для купаний ню.

Надо сказать, что я не люблю купаться, вообще залезать в воду не люблю, но тут озеро так маняще посверкивало рябью, такую живительную прохладу обещало, что не удержалась-таки, замырнула, правда, меня спугнули (в это время с озера уходила группа туристов).

Витале вот повезло воспользовался уединением и пляжем. Приятное озеро, обязательно надо прийти пожить тут, представляю, как красиво утром и вечером!

Ну, мне идти дальше.

Времени — вагон, сил после купания и легкого перекуса прибавилось, решила, что в радиалку выдвинусь в два, чтобы часов через пять вернуться.

Зимовье, известная в узких кругах «Двухэтажка», находится в километре от озера за перевалом.

Поднялась на хребет, оставила в приметном месте рюкзак (как он меня «задолбал»!) и со штурмовым слатовским пакетиком вышла вперед к мечте. Да вот беда, я где-то потеряла литровую бутылку, хорошо, что у меня была ещё полулитровая с изотоником, её и взяла, да пару батончиков мюсли.

Весь путь был виден и впечатлял рельефом, впрочем, как и сам пик. Но глаза боятся, ноги идут. И мы с Аянкой пошли.

Было очень жарко и дико хотелось пить, поэтому наши поллитра мы выдули ещё в первой трети, причём собака тоже пила изотоник.

Благо, хребет изобилует огромными камнями-останцами, что и составляет достопримечательность того места, а для нас камни являлись ещё и источниками воды. Так и шли, от камня до камня, там рыскали, а находя воду, пили, склонившись голова к голове.

Редко когда лужа была достаточно глубокой, чтобы набрать воду в бутылку, поэтому я тянула её прямо из лужиц, как корова. И набрала, конечно, но крышечкой. С питьем проблема решилась, пик и все красоты видны, я была счастлива.

Место невероятно красивое! Жаль, не могу проиллюстрировать слова фотографиями, но поверьте или лучше посмотрите на сайте Природа Байкала или Гуков.ру, а то и сами сходите.

Останцы лежат кучками, стоят столбиками, тортиками, отдельными фигурками. Ходишь как в музее и гадаешь, что тут изображено. Сам пик — это камень, на который надо залезть по лестнице.

Ох, сколько фотографий я видела оттуда и у теперь меня есть такая же. Пока я сидела наверху, Аяна вся извелась, вставая лапками то на лестницу, то на камни и глядя вверх — забавно так.

Вообще она у меня походница, может пробежать сотню, а то и более километров. Когда она устаёт, то выкапывает себе ямку и лежит клубочком. Причём она приметила, что я иду куда как медленнее её, поэтому убегает вперёд, залегает, а когда прохожу мимо, выскакивает.

Итак, наконец я воочию увидела и пик Босан и камни-истуканы, и скажу, что увиденное превзошло ожидание (теперь я знаю, что и на плато Маньпупунер попаду)!

Ещё раз повторюсь, это очень красивое место: и горы вокруг, и необычный хребет, и изрезанные ущелья, и останцы!

А мне теперь предстоит путь обратно, сегодня до зимовья, завтра до дому.

Все, побывала. Вечеровали в уютном зимовье с Виталей и Иваном, он живёт тут уже несколько дней.

Огромного спасибо Витале за то, что встретил на хребте, иначе я б долго блуждала по болоту в поисках зимовья, и за готовку ужина (от обезвоживания и усталости на меня напало легкое торможение).

Аяна, немного попопрошайничав, свернулась в клубочек у двери — тоже устала. К тому же выяснилось, что она повредила лапку (потянула, видать), носится ведь как угорелая.

Мда, завтра идти около сорока километров… Кстати, сегодня с радиалкой у меня вышло 32,5 км с набором 1823 м. Виталя сказал, что с велосипедом сюда больше не пойдёт.

А назавтра нам по домам.

Выбравшись в восемь утра на хребет, мы разойдёмся в разные стороны: мне обратно, Витале — дальше до Тибельти, может, хоть там он наконец прокатится верхом. Прокатился вроде, но с дождём и испытаниями.

К вечеру действительно пошёл дождь, но я под него не попала, шла под солнцем, подставив для обгорания другую щеку.

Аяну решила вести на поводке, чтобы она не бегала и не повреждала лапку, но потом она меня уговорила её отпустить. Так и носилась.

Когда вышла на первую сопку, с которой хорошо просматривается пик и озеро и дальнейший путь, вновь испытала чувство восторга, но с какой-то щемящей ноткой.

Я обязательно сюда вернусь. Наверное.

К часу была на Чертовых воротах, к шести вышла в Слюдянку.

Можно было б быстрее, но у меня стоптались ноги и жутко мешал рюкзак, натирая все, к чему прикасался, особенно когда я пыталась сбегать с горок.

За этот день прошла 41 км, при этом, хоть шла вроде вниз, набор высоты составил 1060 м.

На метеостанции к нам пристал лохматый симпатичный пегий пёсик, да так и дошёл до конца.

Они с Аянкой вместе гоняли бурундуков.

Забрала с базы машину, поехала прямиком в магазин за ряженкой и колбасками (почему-то дико хотелось копченых охотничьих колбасок).

Виталий ещё не вышел на связь, едет где-то. Минут сорок поспала в машине, послушала разговоры слюдянских маргиналов.

Мда, надо уезжать отседова… Поехала ожидать Виталю в Култук, как раз начал накрапывать дождь.

В девять вовсю разбушевалось — гром, молнии, ливень. Что ж делать-то… И ехать надо, и подождать бы ещё, ведь с Тибельтей ещё сорок километров пилить на велосипеде до Слюдянки — нерадостная перспектива для моего попутчика.

Подождала ещё полчаса и поехала домой, рассудив, что Виталя, возможно, остался ночевать на базе в Тибельтях. К счастью, он благополучно выбрался, доехал до слюдянского вокзала, правда, уже ночью. Я б сдохла.

Что ж, как это не банально звучит, но мечты сбываются, если к ним идти.

Благодарю Виталия за компанию, уж не знаю, решилась бы идти одна…

Замечу, что по первоначальному плану я хотела сходить на Босан радиально от Чертовых ворот, что составило бы 50 км с диким набором высоты. Конечно, мне такое по силам, но я страшно офигела б.

Тот, глубокий Хамар-Дабан, реликтово красив и загадочен. У Визбора песня есть про Хамар, вот она и звучала в голове весь поход.

И жизнь легка под рюкзаком.
Шагай, не думай ни о ком,
И нету славы впереди,
А впереди одни дожди.
За перевалом умер день,
За перевалом нет людей.
И вроде нет на свете стран,
Где нет хребта Хамар-Дабан.

Поделиться в facebook
Поделиться в whatsapp

Смотрите еще:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.