Идея побывать на Сахалине появилась осенью 2016 года, и почти год занозой сидела в голове, ожидая своего воплощения. Упорядочив впечатления от велотрипа в Крыму, захотел новых,- решено, еду!
Рассудив, что двух недель хватит, взял билеты 22.07-04.08, компании S7, с пересадкой во Владивостоке, что обошлось в 23 тыс.
Проживание в Южно –Сахалинске – Hostel65. Подкупило удобное месторасположение, -в 7 минутах ходьбы ж\д и автовокзалы, и высокий рейтинг Booking. Все полностью подтвердилось, рекомендую! Цена вопроса- 650 р\сутки.
Рюкзак собирал не мудрствуя лукаво, обычный походный набор. Вместо привычных трекбот, роль ходовой обуви отвел трейловым кроссовкам, а как таборную, взял видавшие виды любимые Амфибии,- сохнут за час, ничего не весят, и выкинуть не жалко. Вес большого рюкзака-16 кг, маленького 6. Уже в хостеле перебрал вещи. В итоге вес большого 17 на старте, а маленький с ненужными пока вещами оставил администратору на хранение.
Коротко про еду: завтрак и ужин полноценные, обед на ходу. Овсяные и гречневые хлопья, суп-концентрат, сухое пюре, сыр, с\к колбаса как заменитель привычной тушенки, несколько мягких упаковок Доширак, литр сухарей, козинаки, шоколад, немного самодельных сушеных бананов, чай, и 0.5 самопального джина.
Скажу сразу,- суп-концентрат себя не оправдывает абсолютно, варить долго, а это перерасход газа. А дошик и с\к колбаса вновь доказали свою состоятельность в походных условиях.
Газ покупался в Южно –Сахалинске, горелка со шлангом, под дихлофосный баллон. Имея в распоряжении ультралегкую титановую Ковеа под резьбовой, тем не менее, взял более тяжелую и габаритную. Окупилось никзой ценой на газ (70 руб\220 гр), и повсеместной доступностью баллонов- есть в каждом магазине.
Из новых в своем походном быту вещей отмечу
1) маленький бинокль-мегаполезная вещь, хоть в Саянах, когда нужно рассмотреть путь подъема , вершину, хоть на Сахалине-поглазеть на сивучей, или осмотреть берег впереди себя на медведность.
2) Надувная подушка для путешествий, обычная П-образная. Хороша и в самолете, и для сна, ничего не весит
3) Льняное кухонное полотенце 0.5 х 0.5 м, в качестве скатерки, тряпки,- тент изнутри протереть, и еще тысяча применений. Очень добавляет уюта
Наконец 22 июля, Самолет в 23-55, за час до вылета уже топчусь в волнительном нетерпении у стойки регистрации. Формальности соблюдены, полетелиии!
23 июля, день первый
Сразу после взлета попали в облачность, вскоре поднялись выше нее, поэтому на виды из окна забил — ничего интересного.
Садились в тумане, который исчез, стоило только выйти из самолета. Аэропорт Южно- Сахалинска расположен в населенном пункте Хомутово (или по-местному Хомуты), что в 10 км от центра.
Нужный мне автобус подошел сразу, еду до остановки «ул. Сахалинская». Стоимость проезда 20 руб. Улыбчивая и любезная кондуктор сообщила, что сегодня первый раз за неделю выглянуло солнце, чему все очень рады. И правда, автобус постепенно наполнялся людьми, в общей массе настроенными весьма позитивно.
Остановку свою я прощелкал, рассматривая город из окна автобуса, ну да невелика беда, вернусь назад.
Город сразу порадовал зеленью, -она везде! Даже примыкающие непосредственно к дорогам газоны, имеют здоровый зеленый цвет, и вовремя выкашиваются, на уличных заборчиках, отделяющих проезжую часть от тротуаров, повешены ящики с цветами.
По пути заглянул в охотничий магазин, приобрел фальшфейер, с газом же было сложнее:
-Газ есть?
-Вон там, на прилавке
-…..а нету!
-вот же, перцовый есть, «Сирень», итд…
Обычной газовой смеси в ассортименте магазина не было, что удивительно.
Хостел располагается в обычной пятиэтажке, вход отдельный. Публика в номере: парочка корейцев, тихие как мышки, четверо бурят с Усолья, приехавшие на путину, и загадочный человек за занавеской своей кровати. Почему загадочный? Да потому, что за сутки его никто не видел, из-за занавески слышался только хруст чипсов, да щелканье мышки.
Заселился, принял душ, и пошел изучать город. Для начала дошел до площади Ленина. Сам Ильич, как и во всех городах монументален и особого внимания не привлек, а вот фонтан в виде буквы Ш , с мостиками, каскадами и чистой проточной водой понравился.
Дети всех возрастов не стремаются там плюхаться, запускать наперегонки тапки.
Приобрел там билет на завтрашний пригородный поезд до Взморья.
Увы, музей истории железных дорог Сахалина был закрыт. Экспонаты под открытым небом впечатляют, но из-за забора их фотографировать было не с руки.
Следующий пункт — Краеведческий музей.
По пути туда купил газ, и напиток с местным эндемиком – ягодой клоповка (или красника) Вкус похож на красную смородину, аромат чуть резковат, но оригинален. В дальнейшем эту штуку я брал регулярно.
Сам музей произвел неизгладимое впечатление!
Здание музея было построено в 1937 году, в средневековом японском стиле.
Зеленые насаждения, аккуратные фонтаны, и даже сухое дерево-все это настраивало на нужный лад.
Любопытная информация о них с сайта sakhalin.info:
«…В школьном комплексе по стандарту, кроме помещений для учебных занятий, учительской комнаты и актового зала, должно было быть место, где хранилась бы священные реликвии: портрет императора и копия текста Императорского рескрипта об образовании — свода законов и предписаний, определявшего приоритет власти императора над умами подданных.
Руководство и учителя школы строго инструктировались о том, что при пожаре или других бедствиях в первую очередь должны спасать эти реликвии.…
В начале эпохи Сёва по всей империи и на Карафуто в том числе, стали строить отдельно стоящие бетонные сооружения в виде маленьких синтоистских святилищ — хоандэнов, а сам хоандэн стал называться не иначе как «алтарь императорской семьи».
Эти огнеупорные павильоны стояли возле каждой японской школы»
Описывать экспозицию нет смысла — интересно все, как внутри, так и снаружи. Завис там на два часа… К посещению рекомендуется категорически!
После иду в Парк культуры и отдыха им. Гагарина — приятнейшее местечко! Большая зеленая территория с множеством дорожек, аттракционов, спортплощадок.
То территории протекает речушка Рогатка, образуя два водохранилища, на большем из которых оборудован прокат лодок и катамаранов.
С наступлением вечера на улицах появляется множество прогуливающихся горожан: степенные пожилые люди, воркующие парочки всех возрастов, и конечно же гиперактивные дети.
Вообще, за все время пребывания в Южно – Сахалинске меня не покидало ощущение царящей в городе доброты и благодушия.
С частью города я познакомился, теперь нужно познакомиться с местной кухней.
Сахалин- это рыба и морепродукты. А если учесть, что почти десятую часть населения Южно – Сахалинска составляют обрусевшие корейцы, то корейскую кухню можно считать местной.
Trip Adviser советует кафе «Бермудский треугольник»
По пути в кафе прохожу мимо сквериков с бюстами И.Ф. Крузенштерна и Н.В. Рудановского, увы, скверы обнесены забором — реконструкция.
Улица Сахалинская пересекает железнодорожные пути, выглядящие как затрапезная ветка какого-то промзоновского тупика, но, как оказалось , это главная магистраль!
Само кафе ничем не примечательно, кроме самого главного-еды. Выбрал хемультан — острый супец из палтуса, с морепродуктами и редькой. К нему прилагается несколько закусок: кимчи (острая редька), креветки в соусе, квашеная капуста, рулеты из омлета, и острая же морковка. И плошка пресного риса,- тушить перцовый пожар.
Представляю, как хорош будет этот супец после зимней продолжительной прогулки! Однозначно рекомендую.
Далее возвращение в хостел, перекладка рюкзака, и крепкий здоровый сон.
24 июля, день второй.
Подъем в 8, на улице солнце, настроение отличное!
Рюкзаки упакованы, большой беру с собой, маленький оставил администратору хостела,- я сюда еще вернусь.
Поезд в 9:23, вышел с большим запасом, дав круг по прилегающим к вокзалу улочкам. На входе в вокзал рамка металлоискателя, досмотровая лента, что удивило на фоне иркутского железнодорожного вокзала со скучающими чуваками и непрерывно трезвонящей рамки металлодетектора.
Гляжу на табло — моего рейса нет! Сверяюсь с билетом, все верно. Часы на стене показывают 10:10! Занавес…
А дело в том, что во время пересадки во Владике, телефон любезно перевел время на Владивостокское (GMT+10), но по прибытию в Южный, на сахалинское переводить не стал (GMT+11), хотя в настройках ему велено устанавливать время и часовой пояс на основе данных сети.
Не беда, рядом автовокзал. Беру билет, автобус в 11. Жд музей — рядом! И снова закрыто. Как я понял директор, он же экскурсовод — единственный сотрудник музея, и поймать его — та еще задача.
В магазине взял питьевой воды, полагая, что в процессе путешествия с чистой водой будут проблемы. Забегая вперед, скажу, как же я ошибался! Вода есть везде, чуть ли не через каждый километр есть ручей или речушка с чистейшей, как правило, водой.
Удивило разнообразие лапши быстрого приготовления, видов двадцать! Причем привычный нам дошик-это самое дно, в чести настоящая корейская лапша. Местные величают ее «кукса».
Коротко о ценах: на продовольствие в среднем раза в полтора выше, чем в Иркутске. Горбуша свежая в путину – 60 руб., на переработанную рыбу не ниже, чем в Иркутске.
За пять минут до отправления приехал автобус, обычный заднемоторный ПАЗик, но без стоячих мест.
Водитель, на мой вопрос о размещении рюкзака, махнул рукой, и деловито затолкал рюкзак в багажное отделение. Еще один нюанс: ни разу, за все время пребывания на Сахалине не пытался взять с меня плату за провоз немалого такого рюкзака. Билеты в кассе, а плата за багаж водителю. И каждый раз-взмах рукой, мол, ладно…
Отъехав сорок км, совершили вынужденную остановку — горели колодки на заднем колесе, вонючий дым заполнил салон. Водитель, поворчав немного, надел белоснежный (!!!) комбинезон, и полез под автобус. Через пять минут продолжили путь
В поселке Взморье находится любопытнейшее сооружение – тории. Это символические ворота у входа в синтоистские храмы.
Эти ворота были установлены в 1940 году в честь 2600-летия образования Великой Японской империи, которое широко отмечали в Японии.
На заднем плане видны ровные ряды лесопосадок. В 1919-1922 годах на острове свирепствовал вредитель — сибирский шелкопряд, который повредил огромное количество деревьев. Поврежденный лес в течение нескольких лет годен к переработке, чем и обусловились колоссальные объемы вырубок на юге острова. В некоторых местах в дальнейшем лес восстанавливали, такие лесопосадки встречались не раз.
У меня было три часа свободного времени до поезда на Томари, прогулялся по берегу в сторону мыса Муловского.
Поздоровался с морем: это первая встреча. Метрах в двухстах от берега торчат камни, образуя лагуну, о них разбиваются крупные волны. А за камнями тишь да гладь, глубина по пояс, и заросли ламинарии. Вода теплее, чем в июльском Крыму.
На берегу каменный уголь, который вымывается из постепенно разрушающихся оползнями склонов.
Кстати, утверждалось, что можно найти и мелкий янтарь, но мне не посчастливилось. Забегая вперед, — янтарь я все-таки нашел, в другом месте.
Погода начала ухудшаться,- налетел туман, порывистый ветер, начал капать мелкий дождь. Чтобы не мокнуть понапрасну, побрел на станцию. Через пять минут слабый дождец сменился ливнем, который, по закону подлости кончился в ту секунду, когда я зашел в зал ожидания станции Взморье.
Довольно большое помещение, убранство советское, но чисто и свежеокрашенно. В углу присутствует растительность, типа «пальма». И о чудо! Открытый бесплатный туалет! Больше ничего внимание не привлекло. За вокзалом женщины с придороги торгуют всякой снедью, я же пришел, чтобы приобрести краба. Пятак во Взморье- это такой аналог пятака на култукском серпантине, где торгуют местными деликатесами.
Понравилось, что они не начали перекрикивать друг друга в надежде приманить клиента, а тихо и смиренно выжидали моих вопросов. Чего у них только не было! Чилимы, крабы камчатские и волосатики, корюшка, различная красная рыба, пирожки… Выбрал краба, почти самого мелкого-тристаписят. Панцирь см 15 в диаметре. Размах конечностей — ок полуметра. Мне вручили нечто шипасто-колючее, которое сразу прорвало пакет, и так, с торчащими из дыр крабьими ногами, я гордо удалился.
Удалился прилично, нырнул под жд мостик, дабы не шокировать народ своей сноровкой по разделке. Как его есть то?
Залез в интернет, и узнал:
1) Что камчатский краб- это вообще то не краб, а относится он к группе крабоидов, десятиногих. У настоящих крабов ног восемь
2) Что для того, чтобы победить краба, мне нужен тупой нож, специальные щипцы, и пиво!
3) И наконец, полезная инфа, поделюсь ей. У нас есть краб, я смотрю на краба, краб смотрит на меня. Оторвать конечности, не переворачивая открытыми концами вниз, дабы не вылить сок. Взять одной рукой за нижнюю половину панциря, другой за верхнюю, и скрутить, наподобие открытия банки с вареньем. Вот и вся недолга
Свежесвареный краб необыкновенно вкусен, ничего похожего на крабовые чипсы или палочки. Уплетал его с таким упоением, что потерял счет времени.
Оставив две ноги на ужин, быстренько почапал на станцию.
Поезд пришел вовремя, закопченный тепловоз с тремя вагонами. Внутри уютно и чисто, народу мало. Билет приобретается у проводника.
Через проход сидели смурные чуваки — вахтовики, строящие ГРЭС неподалеку от Ильинского. Накануне они сбежали в самоволку до Томарей (30 км), но оказались каким-то чудом в Южно-Сахалинске (150 км) Естественно, прогул, и напряженное ожидание неминуемой взбучки.
Поезд ныряет между двумя сопками, вид из окна напоминает Олхинское плоскогорье, развилка – прямо на самый север Сахалина, влево – на западное побережье.
Железная дорога пересекает остров в самом узком месте-перешейке Поясок. Всего 26 км разделяет восточное и западное побережье, Татарский пролив и Охотское море. Доехав до Ильинского, тепловоз отцепляется, объезжает вагоны, и прицепляется к хвостовому вагону.
Едем на юг, 30 км. Станция Томари. Столь необычное название обусловлено тем, что в эпоху Карафуто поселение называлось Томариору, а с возвращением юга острова в состав России, название сократили до Томарей.
На улице тьма, открыл гугл карты, иду по приборам. Задача- выйти за город, найти место на берегу, заночевать.
Тропка выводит на широкую бетонную лестницу, частный сектор, затем каменные трех-четырех-пятиэтажки. Уныленько… Центральная площадь симпатиШна, но смотрится несколько чужеродно. Рядом с площадью школа, примечательная тем/, что на территории стоят пара кома-ину – фигуры полусобак -полульвов, подобные виденным в краеведческом музее. Изначально они стояли на противоположном конце города, у входа разрушенного нынче храма. Там же, кстати, есть и тории, изготовленные из железобетона. Школьная территория была под замком, что неудивительно в 23 часа, обход по периметру забора в поисках традиционной дыры результатов не дал.
Городок закончился, пройдя еще пару км по трассе, начали попадаться съезды в сторону моря, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Открываю викимапию, -мда… кладбище.
Протопав еще километр, сворачиваю к морю, пересекаю жд, и по крутой тропке спускаюсь на берег.
Полоса берега узкая, но сейчас максимальный прилив, и штормов по прогнозу не ожидается. Быстро ставлю палатку на покрытую травой невысокую полку, варю суп. Чуть джина для аппетита, закуска- краб. Супы из пакетов варятся невыносимые пятнадцать минут, что на газу роскошь. Больше не беру их.
Отужинав, выползаю из палатки, и наслаждаюсь легким плеском волн, легким теплым ветерком, и удивительно звездным небом. Низкие тучи, что поливали меня во Взморье, видимо не смогли осилить невысокие сопки перешейка.
Пока все идет по плану… А теперь спать!
25-го июля, день третий
Какой нафиг будильник, я в отпуске! Проснулся в восемь, погода пасмурная, штиль, очень тепло.
Стоило мне потревожить листья морской капусты, лежащие как раз на месте тамбура палатки, как оттуда начали выскакивать полчища зеленых прыгающих мошек, с резиноподобным туловищем.
Срочно закрыв тамбур, наспех позавтракал в палатке быстрокашей и сыром.
Задачей на день было пройти ок 30 км по берегу и жд путям, посетить пару заброшенных жд тоннелей.
Рядом с палаткой со склона бежит хилый ручеек, набрал здесь воды.
Поначалу брести по берегу было интересно, рассматривая и собирая ракушки, причудливые щепки, и пр. мусор, выброшенный морем. Все в диковинку, все интересно.
Рыхлый крупный песок — не самая удобная поверхность для ходьбы, да еще с рюкзаком.
Достигнув речки Колмогорки, вижу неплохой, на первый взгляд вариант захода на жд полотно — по руслу, а там видно будет.
Поднявшись с мощными пробуксовками на полотно, оглядываюсь назад — над морем гремит.
Долго ли, коротко,- прошагал энное количество километров, беспрестанно вертя головой, пейзажи хоть разнообразием и не баловали, но были весьма непривычны.
Гроза с сильным ветром промочила до нитки, даже под ветровку надуло воды. Впрочем, высохло на мне в течение двух часов.
Уникальность в том, что даже когда льет дождь, на улице тепло, и даже насквозь промокнув, нет того «приятного» ощущения от мокрой холодной одежды.
Пока шел по тоннелю, снова полило. Переждал полчаса в тоннеле, перекусил. Второй тоннель метрах в трехстах впереди.
Ливень прошел, но дальнейший путь неминуемо пролегает по высокой мокрой траве.
Сами тоннели – ничего особенного, непривычные лишь заметно меньшим размером.
Удивило отсутствие охраны.
Жд и автодорога пересекаются, автомобильная следует изгибам берега, железка огибает сопку, через несколько км они вновь пересекутся.
За сорок минут- ни одной машины.
К вечеру над проливом появились разрывы облачности, водица приобрела ртутный блеск.
Идти стало веселее
При сильных ветрах с моря, сугробы растут непосредственно за ним, а не на железнодорожных путях, расположенных в низинке.
Прошел за день 30 км, можно вставать на ночлег.
Площадка, спланированная при прокладке под полотном трубы. Чистый холоднючий ручей. Никого на несколько км вокруг.
Расположился, вывесил шмот на просушку, искупался в ручье — слив трубы находится на высоте полутора метров, — вполне себе душ!
Далее ужин — аперитив, картофельное пюре, с\к колбасня, сыр, сухари, диджестив, и чай, не менее литра. День был довольно уныл. Заснул засветло…
26 ИЮЛЯ ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Ночью прошло два поезда, что особо не помешало сну. Проснулся поздно, в девять. Открываю глаза — в палатке серость. Немного расстроившись, что солнца нэма, по-быстрому скидал спальный шмот в рюкзак, и приготовил завтрак (доширак с колбасой и сыром, чай, сухари).
Открыл палатку — и настроение резко в плюс! Солнце, ясно, штиль! Палатка стоит за насыпью, солнце просто еще не успело из-за нее выглянуть.
Палатку подсушил, вытащив на жд пути. Торопиться некуда, задача на день такая: пройти еще 12 км, до села Чехов, сесть на трехчасовой поезд до остановки «77км.», и уйти на заброшенную ветку железной дороги.
При ярком солнце привычный пейзаж воспринимается совсем по-другому
Пути подготовлены к перепрошивке на российскую (1520 мм) колею.
В районе с. Новосибирское железная дорога идет под лавиноопасным склоном, о чем свидетельствуют противолавинные заграждения на склонах, и характерно размазанная растительность.
Само село – это одна улица, зажатая между жд и морем. Дома — в основном ветхое старье, восторгов не вызывающее.
Впрочем, от этого унылого зрелища меня отгораживают густые заросли выше человеческого роста.
На подходе к Чехову высятся останки Байковского судоремонтного завода. Чехов сразу за сопкой .Виден жд туннель, действующий. Охраняется. Нормальные герои всегда идут в обход!
Миновав завод, дорога обходит сопку, с которой после недавнего циклона сошел оползень. Липкая жирная грязь, следы торможения, машина под откосом, цветы…
Развалины и трэш. Самое депрессивное место, виденное мною на Сахалине. Представляю, каковы впечатления бы остались, проходи я тут в хмурую погоду.
Само село процветающим тоже не назвать. Хотя население вполне улыбчиво и весело. И снова мне приглянулся зал ожидания на вокзале. Чистый, свежеокрашенный, с растительностью в горшках.
Поезд, которого я жду необычный: это дизель-поезд Д2, партия которых была закуплена в Японии в середине 80-х, и с тех пор возящие пассажиров по югу Сахалина.
Из разговора между проводницей и машинистом, услышал, что поезда эти должны были списать в 2016 г, но за неимением альтернативы, продлили эксплуатацию до 2018 года.
Поезд подошел вовремя, блестящий, как столовская кухонная утварь, урча дизелем. Состав — три вагона, крайние вагоны — моторные, в них пассажирский салон вполовину меньше, чем у прицепного.
Проводница настоятельно рекомендовала запихать рюкзак на верхнюю полку, дабы мне не тратится на провоз багажа, и даже бросилась помогать заталкивать нетяжелый, но объемный куль наверх. В наших краях такого не увидишь!
Поезд разгоняется как старенькая иномарка, с толчками переключений передач. Здесь, по сути, установлена коробка-автомат. Гидромеханическая трансмиссия и корпус из нержавейки обусловлен сырым климатом.
Жд до самого Холмска идет вдоль берега, местами подходя очень близко
Вторая половина погожего дня, на берегу много отдыхающих. Потянулись дачные поселки.
Холмск — важнейший жд узел, и незамерзающий порт Сахалина. Паромная переправа Ванино-Холмск осуществляет пассажирские перевозки, а также перевозку авто и жд транспорта. Жд вагоны перевозят как есть, без перегрузки, и на станции Холмск — Сортировочный переставляют на тележки с японской колеей (1067 мм) Жилые дома в Холмске расположены в несколько ярусов, на террасах склонов.
Городок бодрый и нарядный, жизнь здесь кипит, в отличие от эпицентра уныния- Чехова.
Проследовав вдоль побережья несколько км, поезд сворачивает влево, и постепенно набирает высоту по долине речки Тый. Многочисленные дачные участки.
Конечная остановка «77 км».
Все! Дальше поезд не идет. Рельсы уходят дальше , но на путях установлен знак- красный прямоугольник, запрещающий движение.
Любопытный читатель спросит: «Почему пути есть, а поезд не ходит, и что вообще за тупик, зачем ты сюда приехал?» Для этого вспомним, как я сюда вообще попал. Южно-Сахалинск – Долинск – Взморье – Арсентьевка – Ильинское – Томари – Чехов – Холмск. По жд расстояние ок. 270 км. А до 1994 года от Холмска до Южного по железке было чуть больше восьмидесяти!
По итогам поражения в Русско-Японской войне, юг Сахалина, до 50-й параллели, перешел к Японии. В 1908 году началось строительство восточной ветки железной дороги от Корсакова (Отомари) до Южно-Сахалинска (Тоёхара), а спустя десять лет — западной, Холмск-Невельск (Маока-Хонто) и Холмск-Чехов (Маока — Нода). Логическим завершением было соединение этих веток. Участок Холмск — Новодеревенская строили 7 лет, в основном силами корейцев, посулив немалые заработки. А по прибытию рабсилы, стимулировали уже кнутом, а не пряником.
На протяжении 84-х километрового участка было построено 10 станций, 35 мостов, 15 тоннелей. У каждого тоннеля были оборудованы железобетонные ДОТы, на станциях построены казармы. В 1971 году было запущено движение по ветке Арсеньевка — Ильинское (29 км), и участок Холмск — Новодеревенская перешел на второй план. А в 1994 году движение по ней и вовсе прекратили.
В паре километров от конечки находится так называемый «Чертов мост» Это дна из «визитных карточек» Сахалина, здесь стоит обязательно побывать!
Поезд въезжал в нижний портал первого туннеля прямо под мостом, выходил на борт сопки, затем снова тоннель, и, совершив поворот на 270 градусов, проезжал по самому мосту на высоте 41 метра над порталом первого туннеля.
Галерея пристроена позже, на японской открытке ее нет.
Очень впечатляет! Внутри галереи со стены хлещет вода, рельсы сняты, шпалы хаотично валяются на земле, иногда аккуратно прислонены к стенам.
Миновав два тоннеля и мост,вышел к доту. Удобная плоская площадка, прекрасный вид- решено, ночую здесь.
Воду набрал в туннеле,- со стены галереи хлещет вода, вставив полый стебель растения в трещину, отвел часть воды в принесенные бутылки, наподобие того, как собирают березовый сок.
Ужин- Пюре, сыр, колбаса, сухари. Аперитив, диджестив. Литр чаю.
Солнце зашло за сопки, и очень быстро стемнело, без привычных сумерек.
Все, спать!..
27 июля, день пятый.
Подъем в восемь, за бортом тепло, туман. Штиль, кипячу воду и завтракаю вне палатки. На сегодня задача: пройти 14 км по жд, форсировать реку Лютогу, и по автодороге Южно-Сахалинск- Холмск, добраться до селения Пятиречье. За ним снова выйти на заброшенную жд, заночевать.
Сразу ныряю в густую траву, тонкая тропка извивается то по одну , то по другую сторону жд путей. Да, на коротком участке они сохранились и поныне, причина станет ясна позже.
Прошел еще — слева по курсу сереет бетон дота. За ним так называемый «Ведьмин мост».
По высоте не уступает Чертовому, а обгоревшие шпалы на самом деле производят зловещее впечатление.
Охотники за металлом не полезли дальше моста, рельсы на участке от Чертового до Ведьминого мостов лежат и поныне. Возможно, как раз из-за поджога шпал.
Шпальная решетка выглядела весьма ненадежно, пересекать по буйным зарослям долину речки не хотелось. Пошел по узкому швеллеру, придерживаясь за перила.
Сразу за мостом тоннель, и ему нехорошо,- внутренняя облицовка местами разрушена, множество трещин.
Далее по карте станция Камышево-Сахалинское.
Станция открыта в 1926 году в составе участка Южно- Сахалинмк — Холмск- Сортировочный под названием Такарадай. В 1946 году после перехода станции под контроль СССР станция получила современное название. С 1994 года законсервирована, немногим позже было закрыто одноимённое село, находившееся рядом.
Интересно, где здесь было село, станция зажата склонами Южно-Камышового хребта, и ровного места совсем мало.
Котлы здесь не так давно, где же хозяева?
После станции растительность изменилась: деревья стали раскидистыми и низкими, склоны с проплешинами, поросшие ковром курильского бамбука.
Ради интереса прошелся по этим приятным на вид зарослям. Это ппц, гибкие и прочные стебли обвивают ногу.
Выхода два-или переносить стопу очень медленно, не позволяя стеблям перехлестываться, или как обезьян, задирать ноги как можно выше, до уровня листьев, тогда стебли не путаются. В любом случае, о быстром передвижении можно забыть.
Изменился и рельеф,- речка, вдоль русла которой построена жд вышла в долину. В наиболее узких местах возведены противолавинные галереи.
Долго ли, коротко,-полотно путей пошло на спуск, а затем и вовсе незаметно ушло в сторону. С жд моста сняли пролет, там не пройти.
Короткий мокрый участок, и вот я на берегу реки Лютога, виден автомобильный брод. А речушка-то,-тьфу! По колено! Переобуваюсь, и, пожираемый комарами, перехожу на тА сторонА. Это был один из рукавов! А сама река гораздо более внушительна.
Виден съезд на противоположной стороне. Течение довольно сильное, на глубине ок 30 см береговая трава. Вода высокая, это не есть хорошо. Сунулся без рюкзака, чуть выше колена- сносит. С рюкзаком и палками чуть лучше, -зашел по пояс, дальше нереально. При этом подо мной еще просматривалось дно, по пути дальнейшего следования было сильно темнее.
Отправиться в плаванье вместе с рюкзаком как то не улыбалось, прошел по берегу туНда-сюНда в поисках лучшего места,-тщетно.
Близок локоть, да не укусишь
Психануть и ломануться вплавь, вымочить спальник, и потерять день на просушку? Нафиг. Решил идти назад, на утреннем поезде уехать до Холмска, а дальше видно будет.
14 км обратно пролетели махом, через три часа я вновь был у Чертового моста. Поставил палатку на прежнем месте, развесил тряпки, наварил чаю. Постелил на крышу дота коврик и спальник, и расположился там с чайником и кружкой, швыркая чаёк и рассматривая окрестности в бинокль. Ха-ра-шо!
Спустя час из-за поворота жд показались трое:мужчина, парень и девушка. Прошли всю петлю, подошли. Отец с дочерью, и ее парень, с Южно-Сахалинска. Приехали специально, посмотреть на мост. Сейчас молодые люди учатся в Китае. Осторожно спросил их мнение про китайцев. Они переглянулись, и как их понесло! Наши впечатления совпали на все сто.
Поболтав с полчаса они удалились, я же продолжил батонинг на крыше.
Как и прежде, стемнело махом, без сумерек.
Спать!
28 июля, день шестой.
Подъем в семь, завтрак, сборы. Погода супер, внизу клочки тумана, на уровне моста прозрачно. Поезд в 9-05, торопиться некуда. сушу палатку , вытащив ее на мост,- там солнце уже есть.
Уходя, мысленно поблагодарил столь удобное для ночевки место. В интернете встречалась всяческая мистическая муть от ночевавших рядом с мостом. Не берусь гадать, что и в каком количестве они пили.
До остановки всего 2 км.
Маршрут поезда необычайно короткий, каких то 20 км, чисто дачный маршрут. Представьте: городок с населением ок. 30 тыс. человек, имеющий собственный дачный жд маршрут!
До стонции Холмск-Южный полчаса ходу, местный автовокзал находится бок о бок с морским.
В городе движуха и суета, — еще бы! Именно в Холмск прибывают паромы с порта Ванино. Маршрутки в Южно- Сахалинск ходят регулярно.
Пока ожидал отправления , немного рассмотрел город. Впечатлили перепады высот в городской черте. Городская застройка расположена на террасах в диапазоне высот 0-200 м над уровнем моря.
В маршрутке с меня снова не взяли денег за багаж. Проехав на север , свернули от моря, и стали подниматься все выше и выше, на Холмский перевал.
Слева внизу- мемориал в честь бойцов, погибших при освобождении острова в 1945 году.
В петле серпантина- озеро Нажежды. (фото из интернета)
20 августа 1945 года, при штормовой погоде под прикрытием тумана, в порт Маока (ныне Холмск) высадился десант в составе 3400 человек. И если сам город был занят уже к вечеру, то господствующие высоты по путям отступления, оставались занятыми яростно обороняющимися японцами еще несколько дней. Такими местами были Чертов мост, и Холмский перевал.
Проезжаем отворот на Пятиречье. За ней должен быть ночевать. Рассудив, что самый смак этой заброшенной ветки я уже увидел, решил ехать в Южный.
Под хребтиком Лютога. Район того места, где не смог ее перейти.
По приезду в Южный заселился в тот же хостел, привел себя в порядок, и направился в город гулять.
На Площади Славы установлены бюсты Героев Советского Союза, освобождавших Сахалин и Курилы и образцы военной техники
Намотав км 20 по городу, отправился в хостел, и улегся спать с наступлением темноты.
29 июля, день седьмой
Утром проснуося от грохота. И не я один. Один из постояльцев паковал сумку, выгребая свои шмотки из подкроватного ящика на колесиках.
Выдвинуть ящик полностью, и открыть крышку на 180 градусов- это слишком просто. Вместо этого, сей персонаж поднимал ее вертикально, облокачивая на край койки. Малейшее сотрясение ящика приводило к тому , что крышка захлапывалась как мышеловка. Первый раз он инстинктивно выдернул свою клешню из-под падающей крышки, грохот был подобен выстрелу. Второй же раз , когда крышка полетела на свое положенное место, он геройски оставил руку там, понимая, что иначе его будут бить.
В планах на сегодня : сгонять за янтарем в село Стародубское, вечером устроить сеанс качественного питания в заведении средней руки, купить жратву на третий этап походца.
Все начинается с автовокзала. Расписание взял в инете, еду до Долинска (40 км) , далее автобусом Долинск- Стародубское (ок 10 км)
С запасом пришел на вокзал, дабы зайти в музей Сахалинской жд (попытка номер три). Ура, открыто! Внутри никого. Коридорчик с плакатами и фотографиями на стенах, крупные экспонаты на полу. Уйма всякой всячины! Коридорчик заканчивается кабинетом. На столе кружка с чаем, выдернутое из горшка растение, рассыпанная земля. Нет, это не проказы кота, а просто пересадка. И вновь никого.
Отправился к уличной экспозиции. Мужик с ведрищем краски чернит паровоз. На мой вопрос о местонахождении директора , пожал плечами. Пофотал для проформы экспонаты из-за забора.
Пора. Автобус уже стоит, народу мало. Сорок минут в пути, и вот он городок Долинск. Расположен на равнине, чем и обусловлено название.
После возвращения Сахалина нужно было срочно переименовывать неудобные японские названия. Париться с этим не стали, поэтому на юге Сахалина, многие названия абсолютно просты и бесхитростны. Холмы-будет Холмск! Долина-Долинск! и т.д…
В магазине беру две корюшки и непременно местное пиво. Долинское.
До Стародубцева пятнадцать минут. Конечная остановка- Рыбобаза. И впрямь, неподалеку здания цехов и складских помещений внушительных размеров.
Берег усыпан посохшей ламинарией, щепками и травой. Это мне и нужно! Видимо, янтарь по своей удельной массе близок к массе морской капусты, так как выкидывает их впремежку. Приливная зона метров двести, на тот момент отметка прилива (или отлива?) была около нуля. На торчащих камнях поотдаль от берега лежат какие то тюлени, и издают звуки «Буэээээ», словно им не совсем хорошо.
Технология поиска проста: ищем полосу ламинарии, выброшенную на берег и засохшую, осторожно разгребаем дальний от моря край. Обычно янтарь прячется там. Вскоре первые трофеи.
Море регулярно обновляет янтарь на берегу. Похоже, местным он нафиг не нужен, а вот приезжие охотно ковыряются на берегу, во всяком случае/ двоих я видал.
Собрав за полтора часа горсть , неспешно перекусил. Пиво замечательно, а вот корюшка не впечатлила , рыба как рыба. Вкусна, но не более. Зато сколько я про нее слышал хвалебных рассказов!
В полукилометре от меня РТОТ-рота танковых огневых точек, установленные для обороны береговой линии. Сначала по берегу, затем сквозь густую траву, осыпавшиеся окопы, топаю туда.
Увы. Все вокруг народное, все вокруг мое…На южной окраине находится еще один танк, на северной- батарея танковых башен. Оттуда же вывезли редкий танк ИС-2М, который я видел на Аллее Победы.
На остановку «Рыбобаза» бегу бегмя. ибо автобус ждать не будет.
Часа через два я снова в хостеле. Идею сгонять на пик Чехова (1045м) отмел,- дымка, красивых видов не будет. Просто гуляю по городу.
В конце концов я пришел в парк, очень приятное место. Воду в Рогатке мутил экскаватор, углубляющий дно речки на территории парка,- полным ходом идет реконструкция.
Телефон сел, и фоток в этот день я больше не делал.
Где пожрать, пардон, покушать уставшему путнику? Рэсторан корейской куфни «Пак Дэгам», хорошие отзывы. Рядом с краеведческим музеем, топаю туда.
Вообще, старался в одни и те же места добираться разными путями, на сей раз иду дворами. Бодро залетаю внутрь, стыдливо спрятав боевого вида кроссы род стол. Пару минут скучаю, не подходит никто, за стойкой пусто. Замечаю на столе радиокнопку вызова, тотчас порявляется официантка. Первый раз такое вижу, деревня! Само завелдение с претензией, в центрах столов расположены горелки для самостоятельного приготовления мяса. Взял «Пибимпап»- толстостенный глиняный горшок (горшочком огроменную посудину язык назвать не поворачивается), на дне подушеа из риса, в середине секторами выложены несколько видов корейских закусок, нарезанное соломкой мясо. Венчает это великолепие глазунья. Перед поеданием все злобно перемешивается. Весьма и весьма вкусно! Естественно, плошка с перцовой пастой прилагается. Сытое брюхо располагает к прогулкам. Вот я и гуляю…
Завтра утром еду в Корсаков, оттуда, три раза в неделю ходит автобус в деревню Новиково, оттуда будет старт третьего этапа походца.
Пополнил запасы жраки, взяв шесть пачек-банок корейской лапши , и фаршированных блинов на утро. Ставлю все девайсы на зарядку и ложусь спать.
30 июля, день восьмой
Подъем ленивый и поздний, и не у меня одного,- воскресенье ж!
За окном солнце, на асфальте лужи от ночного дождя. Безлюдно…
Задача на сегодня: еду до города КорсАкова (40 км, маршрутки ходят каждые полчаса), пересадка на автобус до Новикова (80 км, ходит три раза в неделю), от Новикова топаю пешком на противоположный восточный берег Тонино-Анивского полуострова.
Доезжаю до Корсаковской автостанции, там уже стоит нужный мне автобус.
Сам город увидеть удалось лишь из окна оного. Типичный сахалинский город среднего размера. Зелень и яркие краски скверов и двориков соседствуют с разбитым асфальтом в проездах и растресканными фасадами двух-трехэтажных сталинок.
Любопытно, что Корсаков- один из самых богатых российских городов на душу населения, что как-то не бросается в глаза. Некогда город назывался Отомари, именно здесь была столица губернаторства Карафуто, позже перенесенная в Тоехару (Южно-Сахалинск).
Наряду с Холмском это крупный морской порт.
Дорога выходит на побережье, на берегу много отдыхающих. Вода в заливе Анива хорошо прогревается, рядом Корсаков, да и Южный недалеко, параллельно берегу идет хорошая асфальтированная дорога, чем и обусловлена популярность.
Проехали мимо производственного комплекса по сжижению газа «Пригородное» С севера острова , газ и нефть идет по магистральным трубопроводам, обрабатываются и хранятся до подхода танкеров. Сначала вдалеке появляется причал для танкеров, далеко вдающийся в море, затем из-за поворота выплывает сама громада завода с факелами сжигаемого попутного газа.
Если присмотреться, то в пяти км от берега можно увидеть гигантский кран-гусак, наподобие портовых, с «хоботом» на конце стрелы. Это выносное причальное устройство для заправки танкеров нефтью. Соединено с береговыми емкостями подводным трубопроводом.
Гравийка, обогнув завод, снова превращается в асфальт, и еще через несколько км кончается уже окончательно. У дороги кубическое бетонное сооружение, напоминающее ДОТ, на стене начертано: «Власти, где асфальт?»
Далее потянулись унылые виды: опустился туман, дорога отдалилась от моря, теперь по сторонам лишь низменная плоскотина.
Лагуна Буссе- мелководный залив моря, отделенный широкой косой. Примечателен своими устричными банками, и вообще, обилием разнообразных съедобных моллюсков.
Долго ли, коротко- снова сопки, чистые быстрые речки, и солнце. Настроение улучшилось. На въезде в село Новиково два ветряка , суммарнрй мощностью 450 кВ, установлнных в 2014 году. По инфе из интеренета, станция претерпела в 2016 году модернизацию, в настоящее время функционирует.
Топаю по широченной пыльной грунтовке, изредка попадаются автомобили. Раньше тут кипела жизнь: в десятке км от села некогда функционирующий угольный разрез. К нему в 20-30-х проложили узкоколейку, по пути пролегания которой я и топаю, построили электростанцию, питающую шахты и само Новиково (тогда Оямамбэцу , пардон). В начале 60-х шахты закрыли, железку разобрали, до начала 2000-х уголь ковыряли открытым способом, и вывозили автотранспортом. На месте карьеров сейчас озера с дивной бирюзовой водой. Фотать не стал, ибо то, что видно с дороги, не давало сколь-нибудь внятной картины, а лезть сквозь траву на край было откровенно неохота. Вертя башкой по сторонам чуть не наступил на змия, пересекавшего дорогу в каком-то метре от меня.
После карьеров дорога пошла в гору и захирела. С основной дороги сворачиваю на грязную лесную дорожку, к мысу Евстафия. Сажусь перекусывать.
Свежий следы медведицы с медвежонком на берегу ручья, даже муть еще не прошла! Ну нахер. Вернулся на дорогу, перекусываю там.
Впоследствие я стал более спокойно относиться близкому соседству медведов, но тогда это было не по себе.
Ждать пока уйдут? Их не видно, я все равно не узнаю об их уходе. Да и куда они проследуют? Вариант- топать по основной дороге, судя по карте она тоже выходит на побережье, но на 10 км севернее мыса Фиолент.
Дорога идет долиной речки Черная, постепенно спускаясь. Вскоре начались гигантские лужи, поперек себя шире, потом и вовсе дорога пошла по руслу, бесчисленное множество раз срезая извилины реки.
Обход занял не менее часа. Забравшись на гряду вижу море. Ура!
Дорога выводит к рыбачьему стану на мысе Птичий.
Там тишина, даже собак нет. Прохожу до устья ручья, где и организую ночлег.
Высокая песчаная полка на берегу, песок еще теплый. Множество мелкого сухого плавника.
Устал. Пройдено 30 км. С удовольствием ужинаю возле костра. Штиль, море в двадцати метрах, костер, и … никого! Это рай!
Спать лег за полночь…
31 июля, день девятый
Спал как убитый. Мерный шум прибоя и теплый податливый песок под палаткой.
Проснулся в восемь, выглянул,- абсолютная серость. Плотный туман и свинцовая вода. Такой видок на Байкале означает промозглую зябкую погоду. А здесь нет, очень тепло, ощущение, что где-то за туманом находится гигантский инфракрасный обогреватель.Трапезничаю лапшой. Упаковки огромные, вкус гораздо менее омерзителен, чем привычный дошик. Одобрено!
Бинокль занимает место в левом кармашке на поясе рюкзака. Потенциально медведно. Из-за шума волн он меня может и не услышать. На запах тоже надежды мало: хоть и запах от активно работающего человека весьма силен, но ветер непостоянен, дует туда-сюда. Посему смотреть в оба буду я. В путь!
Через километр наезженные следы на песке уходят наверх, по срытому бульдозером борту склона, объезжая мыс Безымянный.
За мысом берег более пологий, песок разглажен волнами, увлажнен, и более удобен для ходьбы.
Иду по влажному песку, периодически убегая от наиболее дальнобойных волн.
Следы не первой свежести, но на берегу вероятность встречи гораздо выше, нежели в лесу. Там можно уйти в стороны. А на узкой полоске берега, зажатой между склонами сопок и морем, кому-то из нас придется отступать назад.
Мишки выходят из глубины материка по руслам речек, по ним же возвращаются назад. Наиболее густо следы встречались именно в устьях речек, откуда следы цепочками расходились по сторонам.
Ручьи промывают в песке «каньоны»
Посвистывая и поглядывая в бинокль , топаю дальше.
Еще до моего приезда над островом бушевал тайфун, там и сям свежие оползни.
Берег разительно отличается от такового с западной стороны: ни ракушек, ни ежей. Только ламинария , да крабьи покровы различных размеров.
Распогодилось. Интересная скала-арка. Перекусываю здесь.
Вот он,- наиболее узнаваемый пейзаж Сахалина!
Лезть наверх не хотелось, минуту на переобувание, обхожу морем. глубина по колено.
Следом несколько скальных массивов, образующие в промежутках между друг другом лагуны, набитые вонючей ламинарией.
На одном из ручьев набираю воды
Мельком замечаю в полукилометре впереди какое то движение, разглядываю в бинокль,- лиса!
Самозабвенно роется в ламинарии, выброшенной на берег.
Достигнув места, где она копалась, поворачиваю голову, и…
Чё надо???
Ноль эмоций. У них. Вытащил телефон, сфотографировал, убрал телефон назад. И это метрах в пятнадцати от них!
Дело к вечеру. Сменился характер склонов обращенных к морю. Светлые коренные породы, большая крутизна, вместо темных осыпных склонов, поросших травами.
Около шести вечера выхожу к устью речки, место удобное для ночлега: песочная полка, множество сухого плавника для костра, пресная вода.
Здесь и таборюсь.
Пройдено почти 30 км, иду с опережением.
Полез купаться. Водица градусов 14, соленость сильно больше, чем в Черном море. Абсолютно неведомое ранее чувство, когда ноги при плавании не опускаются вниз, а стремятся подняться к поверхности! Экспресс заплыв, и бегом в ручей, смывать соль.
Ужин, джин, костер,приятная усталость и долгое созерцание набегающих волн… Спать ушел в сумерках.
1 августа, день десятый
Ночью был разбужен… тишиной. Абсолютный штиль, прибоя нет!!! Тепло, небо ясное, гнетущая тишина.
Опасаясь резкого изменения погоды, скидал шмот в накидку от рюкзака. Если начнется шторм, пройду немного по долине ручья. Сон не шел, употребил немного. Потом еще. И еще. В абсолютной тишине было лишь изредка слышно, как скатываются мелкие камешки и песок по склонам. Часа через полтора «включили» ветер, и я мгновенно уснул.
Подъем в восемь. Сегодня в планах перевалить на западную сторону Тонино-Анивского полуострова, сгонять на перевале по хребту до высшей точки -горы Крузенштерна, и полюбоваться оттеда на обе стороны полуострова.
Картина снаружи палатки не отличалась от вчерашней: серо и туманно.
Но вскоре мне встретилась такая красота.
Телефон этого великолепия не передаст. Насладился эстетически, и употребил водицы.
Со временем муть и хвою унесет, ветви очистит от коры и выбросит штормом, а породу перемелет в песок.
В устье нужной мне речки расположен рыбачий стан. Стоит техника, сети расправлены на берегу, и никого… Через неделю-две тут закипит жизнь, лососевая путина год кормит!
Прохожу сквозь стан по набитой дороге. На хребте раньше располагалась позиция ПВО, ныне там тоже что-то есть, но в меньшем масштабе.
Грязища! речка многократно пересекает дорогу, а топом и вовсе, по ней и течет. На хребте туманище, видимость 50 метров.
Вправо- на Крузенштерна Влево- на западную сторону.
Идти на Крузенштерна с такой видимостью, смысла нет. Посидев на развилке с полчасика , для очистки совести, почапал вниз.
Спускаться мне по руслу ручья, оно уходит вправо, дорога же идет прямо.
Судя по карте, рялом со мной расположены «бараки», дорога как раз следует в ту сторону.
И правда, среди травы виднеются фундаменты построек, развалины здания, кочегарки.
Видимо, здесь располагалась казарма ПВОшников.
Стоило мне выйти к развалинам, туман мгновенно раздуло, Даже сверху.
Возвращаюсь к руслу ручья. Снова наносит туман. Пережидаю минут 15. Не проходит.
Не пускает гора. Вредный. Спускаюсь по руслу.
Русло завалено бочками, сброшенными с территории казармы.
Снова солнце. Наверх не пойду. Бочки различной степени ветхости, некоторые захоронены под наносами мелкой породы, принесенной ручьем. Ступаешь по тверди, и вдруг почва уходит из под ног, буквально.
Немного посквернословив, спустился.
Западнаяя сторона полуострова выглядит куда приветливей, берег более полог и широк. Песок крупнее, нежели на восточном берегу, светлые фракции, приближайшем рассмотрении оказались окатанными осколками раковин!
У меня был заказ на ракушки, и после пустого восточного берега, я приободрился. Вода гораздо теплее, волнение почти отсутствует. И никого!
Пару км прыгаю по крупным камням, что после песочных пробуксовок было в радость.
Из-за изгиба берега показывается мыс Мраморный, сразу становится ясно, что по воде не обойти. Виден перешеек, по нему и поднимусь.
В массиве мыса грот, украшенный цветным налетом.
Интересно, чей скелет? Длинная челюсть, зубы внутри полые! Явно не рыбий, сухопутных млекопитающих с такой челюстью не вспомнилось, не ластоногие точно… Косатка?
В очередной раз глянув вперед себя в бинокль, аж вздрогнул: два бурых массивных силуэта в полукилометре от меня!
Присмотрелся,- тьфу, это ржавые бочки!
Помимо них, углядел настоящую живность!
Сфотал через окуляр бинокля.
Старшие «загорают» на камнях, более мелкие плавают вокруг.
При моем приближении скользнули в воду.
Снова распогодило, на берегу стали попадаться автомобильные следы.
Живописный вид портит толь ко присутствие людей.
На ночлег встал рано, в устье ручья. Иду с опережением, можно батониться.
Перед сном искупался, вода располагает!
Костер, каремат и спальник рядом, чайник чаю. Так и заснул, с кружкой в руке…
2 августа, день одиннадцатый
Дрых до упора, торопиться некуда.
До автобуса сутки, и каких-то 17 км.
В планах сбор ракушек, батонинг, купание.
Сквозь разрывы тумана в бинокль просматривались строения урочища Южное, а вскоре внимание привлекла полка у подножия прибрежных сопок, явно творение рук человеческих.
Сверился по карте- так и есть, дорога. Людей не видно, но таинственность и заповедность как то подрассеялась.
Под резинку грудной стяжки поместил телефон, и включил скачанные накануне похода подкасты радио Маяк. В общем, слушаешь, и просвещаещься!
Но что это? На берегу какая то сутолока. Чайки разгуливают по берегу, деловито, молча. Вскоре толкотня прекратилась, птицы выстроились рядами.
После урочища Южного вышел на так называемую дорогу. когда то она таковой и была, а ныне заброшена, некоторые водотоки провалились, полотно местами подмыто.
Идти по ней , после рыхлого песка-это истинное удовольствие. Быстро дошел до мыса «Три камня», которых оказалось два.
На часах почти два, деревня близко. Пара удобных для дневки мест, были уже заняты. Внимание привлек ручей, текущий под полотном по желобу.
Пойди я по берегу, то и не заметил бы его,- его воды не образовывали русла в песке, а сразу растекались по нему, и терялись. Дорога, по которой, один фиг никто никто не ездит отгорожена от берега зарослями копытника. Место хорошее.
Выравниваю площадку под палатку, располагаюсь, развожу костер. Плавника достаточно. В кои-то веки обедаю горячим. Поиски ракушек закончились успехом: гребешок, спизула, трубач, устрицы!
Пластиковую банку, в которой были сухари, наполнил базальтовым песком для аквариума. Программа-минимум выполнена.
Искупался. Брр, Колючий порывистый ветер. Порыскав по берегу в поисках дров нашел кое-чего лучше.
Не зря возле Новиково добывали уголь!
Несколько кусков сняли вопрос о топливе для костра. Пока носил его, произошел курьез: еще издалека заметил, что коврик, что лежал неподалеку от палатки исчез! У костра темный прямоугольник влажного на вид песка. Это мой коврик! Порывом ветра его угол закинуло в костер, и он постепенно сгорел-расплавился, просочившись в песок.
Под палаткой теплый мягкий песок, так что невелика потеря! В найденную тут же пластиковую канистру набрал пресной воды, и устроил себе помывку.
С наступление сумерек на улице стало совсем неуютно, и я , засыпав пышущий еще жаром костер, переместился в палатку. Худо-бедно ловилась связь, посвятил вечер чтению и переписке.
Из палатки вылез во тьме, уселся на место, где был костер. Приятное сухое тепло и горячий чай располагают ко сну.
Ну, и так, как эта глава получилась совсем короткой и скучной, добавлю описания своего быта.
Являюсь твердым приверженником мысли, что без качественного отдыха нет, и быть не может хорошей работы. Посему отдыху такое внимание.
Прибыв к месту ночевки, сначала устанавливаю палатку. Площадку выбираю тщательно, лучше пять минут поискать, чем ворочаться на корнях, или съезжать. Ставиться палатка быстро, главное хорошо растянуть тамбуры.
Затем набираю воду, тары беру с собой с таким расчетом, чтобы ее хватило на ужин и завтрак, не менее двух литров. Содержимое рюкзака вываливается в накидку от дождя, со дна вынимается спальник в компрессионном мешке, распирающий собой свернутый в рулон каремат.
Каремат стелю внутрь, сразу извлекаю спальник, надуваю подушку. Спальная термовка и носки внутри мешка.
Следом вынимаю нужное из внешних карманов и клапана рюкзака. Бинокль, фальшфеер, фонарь занимают место в левом кармане палатки. Очки, мыльно-рыльные принадлежности и срачпапирус-в правом.
После чего рюкзак кладется в ноги, поперек палатки. Сменные вещи, обычно это два пакета небольших размеров, располагаю по углам палатки в голове.
В накидке остаются харчи, посуда, горелка, ложка, нож. Усевшись на скрученный спальник, расстилаю льняное полотешко, распаковываю нужный мне харч, нарезаю колбасу, сыр, хлеб. Хмм… чего- то не хватает… Аперитив!
Готовлю обычно в палатке, при открытых входах на внутренней палатки, но закрытых на тенте. Экономия газа, ускорение приготовления, просушка и прогрев палатки. Вообще, готовкой это сложно назвать, ибо все продукты варки не требуют. Залил кипятком, и готово. Лапша, пюре, гречка, овсянка.
Из посуды у меня ковшик 0.6 литра, чайник 0.8 литра, и кружка из нержавейки 0.3 литра, одностенная.
Кипячу воду только в чайнике. Горелка со шлангом, дихлофосный баллон ставлю в ботинок, стоящий в тамбуре, горелка ножками стоит на полотенце, под ней алюминиевая крышка от ковшика, в качестве отражателя.
Мыть посуду? Если жирное, ополаскиваю остатками горячего чая, если нежирное, оставляю на утро. Все равно опять заваривать.
Если погода хорошая, чай пью на улице. мусор собирается в дежурный пакет, и утром сжигается.
Перед сном переодеваюсь в спальное, ходовые ботинки занимают место в ногах. Таким образом, весь скарб находится внутри, под тентом остается только одна бутылка с водой, вторую кладу в изголовье.
Телефон обычно находится в автономном режиме, и используется в качестве фотоаппарата. Просмотр фото, удаление негодных, установка будильника, выключение телефона, и постановка на зарядку от powerbank.
Утром сборы в обратном порядке.
Палатка размещается в правом боковом кармане рюкзака, и притянута стропкой. Поэтому в непогоду собираю рюкзак внутри, в тепле и сухости, палатка собирается в последнюю очередь.
В левом кармашке бутыль с водой и фальшфеер, их можно быстро достать, заведя руку за спину. В заднем внешнем кармане рюкзака накидка, ветровка, таборные ботинки. Все это весит менее килограмма, поэтому, хоть и находится далеко от спины, совсем не ощущается.
Все, спать, завтра ранний подъем…
3 августа, день двенадцатый
Подъем в шесть, еще в сумерках.
В восемь автобус из Новиково в Корсаков, оттеда на маршрутке до Южного.
Доедаю последний дошик,- еды взял ровно столько, сколько потребовалось, лишь чай остался.
Рюкзак без каремата сильно похудел, шмот скидываю хаотично.
Топаю не спеша.
Порт функционировал и в советское время, с него производилась загрузка Новиковского угля на суда.
До автобуса полчаса, а на главную улицу уже выходит народ. Водитель останавливается у каждого.
До самого Корсакова густой плотный туман, не видно ни зги. Маршрутка на Южный подошла тут же, заполненная грибниками.
Внимание привлекли странные грибы в ведрах: темно-зеленые, как будто бархатные. Моховики, как выяснилось. Около 12 часов, я у вокзала. Нужно сплавить кому-нибудь фальшфейер и полтора баллона газа. Да, лишние, за весь походец я спалил лишь полтора 220 гр. баллона, по 70 руб за штуку!
Заскочил на жд вокзал, привычно бросив рюкзак на досмотровую ленту, проскочил внутрь. Вижу группу с большими рюкзаками. Но они, так же, как и я, закончили маршрут. Парень из другой группы, сидевший один в окружении трех рюкзаков, от даров отказался категорически, объяснив тем, что у них есть фальшфейер, но его углядели на досмотре, и теперь у его приятелей какие — то проблемы. Ну, не хотят, -не нужно, направился к хостелу.
В скверике возле фонтана двое мужиков прикручивают к великам колеса, экипированы хорошо. Шведы, всучил им фальшфейер и газ, показав, как этим пользоваться. Швед оказаался весьма понятливым, тем более, что способ применения дублирован на корпусе по-аглицки. Их счастливые физиономии помню и сейчас.
Заселяюсь в хостел, я там за своего уже. Помывка, переодевание в городскую одежку, зарядка всего, чего можно.
Ближе к вечеру нужно заскочить на рыбный рынок,-заказали вяленой корюшки. Пока же есть несколько часов. Гуляю, избегая главных улиц. В городском парке газоны вырыиглазного зеленого цвета. Вспомнились шуточки по поводу покраски травы. Но это не прикол, а гидропосев: семена травы смешиваются с питательным «киселем», красителем, и мульчирующим материалом, хатем эта смесь разбрызгивается на газон. Выглядит, как мокрая зеленая вата на поверхности.
Наблюдаю за людьми: все же непривычно, когда явный азиат шпарит по-русски без малейшего акцента. Много метисов. Китайцев нет, что очень хорошо. Японцы и корейцы(приезжие) очень тихие. Бухариков не видел вообще, гопников тоже. Так же, как и тех, кто должен за порядком следить. Самодисциплина?
Круг по городу завершен, на рынке беру заказанную рыбу. В «бермудском треугольнике» все места заняты. Ужин и завтрак-беру острую пиццу с морским гребешком.
В дорогу беру фаршированных блинов, большую бутылку газировки с клоповкой, и банку острой перцовой пасты. А, и еще это:
В хостел пришел затемно, упаковал оба рюкзака, и лег спать.
4 августа, день тринадцатый
Самолет в 11-50 часов, сейчас около девяти, просто иду по пути следования нужного мне автобуса, дышу, и не могу надышаться! Здесь чудесно, и уезжать совсем не хочется!
Пройдя регистрацию, и сдав большой рюкзак, пошел уже на досмотр, и вдруг слышу свою фамилию, мол подойдите к такой то стойке.
Вопрос вызвала банка с песком, объяснил, больше проблем не было.
Именно «до свиданья», я сюда еще вернусь! После взлета долго не покидало какое-то сладкое щемящее чувство. Так и заснул…
Проснулся на подлете у Владику, у меня будет несколько часов для ознакомления с городом.
Погода во Владике отвратительная! Пасмурно, сыро, и душно! Как в остывшей бане, дышится тяжело. Как разительно отличается это от сахалинской теплой свежести.
Вторым «фи» был транспорт. Как так получилось, что в большом городе, от аэропорта к жд вокзалу ходит один маршрут, восемнадцатиместные маршрутки, один раз в сорок минут!?!
Вокруг вьются таксисты, могут отвезти туда (40 км) за 2500 руб, сумму можно поделить на количество пассажиров, причем предлагается попутчиков найти мне самому. Ага, щазззз!
Через полчаса приходит микрик, еду как бюджетно. А пусть я и жадничаю! Зато от чистого сердца! Оплата при выходе, водитель глазомером измеряет пожитки пассажиров. Глазомер явно завышает, причем сантиметров на двадцать. Снова «фи» Сразу беру билет на вечерний «аэроэкспресс», чтобы гарантированно успеть на самолет, невзирая на пробки.
У вокзала кипиш и суета. Орды китайцев, вывески продублированы «по-ихнему» Весьма холмисто.
По улице»1-я Морская» выхожожу на набережную
На набережной масса народу, собрана сцена, гремит музыка. Один из музыкантов, на ломаном русском делится со слушателями впечатлениями о городе:
Первое: Город рельефом похож на Мадрид, и он намерен вечером украсть скейт, и покататься.
Второе: Девченки хорошииии!
Третье: Ему кажется, что если он опустит руку в воду , где купаются горожане, то у него вырастут лишние пальцы.
По крутой лесенке , от улицы Батарейной. На полке склона расположена крепостная батарея «Безымянная», сейчас там музей. Народу мало. Батарея со стороны моря представляет собой невысокую бетонную стену, с расположенными наверху семью орудийными площадками. К стене примыкают пороховые склады (также 7), расположенные между орудийными площадками. Орудий пять, две площадки пустуют. Неподалеку П-образная стенка, защищающая два скорострельных орудия меньшего калибра. На территории продставлены образцы артиллерии, противокорабельных ракет, торпед, мин, бронетехники. На экспонатах можно полазить, системы наводки орудий работают! Внутри казематов экспозиция представлена макетами владивостокских крепостей, предметами быта военных, образцами ручного оружия, и документов. Что удивило: сотрудников музея нет ! Нет, от слова «совсем»!
Музей рекомендую к посещению!
Вот и она!
После списания, лодку разрезали, вытащили на берег, и вновь сварили.
Сейчас там музей. Вход-сотка. Сдачи с тысячи нет, пока бегал разменивать, подъехали три автобуса, оттуда, как горох, высыпали китайцы. И всосались в чрево лодки. Я успел вперед них. В первом зале плакаты, фотографии, макеты лодок. Вся толпа проскочила мимо, куда их тащил гид, тоже китаёза. Между залами переборка, чтоб пролезть в люк, нужно подняться на несколько ступенек, и согнувшись вдвое, переступить порог.
Эти чудики, вместо осмотра экспозиции, начали фотаться в этом самом, узком месте. Образовалась пробка. Во второй половине лодки сохранено убранство капитанской каюты, мостика, кабинета радиста, матросский кубрик с подвесными койками, торпедный аппарат.
Тут намного интересней. Побывать стоит, но не вздумайте туда идти в массе китайцев!
Следующий пункт- Военно-исторический музей Тихоокеанского флота.
Прохожу под мостом через бухту Золотой Рог. Очень впечатляет! Громада моста нависает над зданиями, вершины опор скрыты в тумане.
Во дворике музея- старинные и не очень пушки, глиссирующий катер, и лодка-малютка
Видимо конструкторы и не надеялись на сколь-нибудь долгую эксплуатацию этого агрегата: вместо опорных катков, просто круглые болванки.
В музее одиннадцать залов, и на ознакомление нужно не менее двух часов. Каждый зал отражает определенную эпоху в существовании Тихоокеанского флота, посетить обязательно! Времени было всего час, пробежался галопом.
В сквере перекусил сахалинскими блинами, меня сразу обступили кошки! и голуби. Видимо, у них тут перемирие на время кормежки.
Аэроэкспресс-обычная электричка, с конечной остановкой прямо в здании аэропорта, очень удобно. Время следования-54 минуты, в 7 вечера я уже в аэропорту.
Вылет в 20-25, коротаю время у того же окна, что и по пути туда.
Развлечения в самолете: музыка, отслеживание местоположения навигатором, сортировка и просмотр фото.
Перед приземлением информация о погоде: ясно, температура воздуха 8 градусов. Однако! Это Сибирь. Выйдя из самолета был поражен,- колючий холодный воздух, пьянящий горький запах сухой полыни.
Здравствуй Иркутск!
K vam priedet Zokir v Daewoo Nexia, serij, nomer___. Эти пять минут были опасней, чем все мое путешествие!
Вот я и дома, лежа в постели, планирую следующий трип.
Но это уже совсем другая история…