Таким образом, общий набор высоты составляет около 1700 м., но при этом почти до самого пика идёт дорога и протянута ЛЭП! И это очень удивляет, хотя достаточно легко объясняется — в цирке вершины на высоте 2800 м. располагалась средне-широтная станция измерения космических лучей, сейчас эти строения используются пограничниками. С одной стороны, путь подъема на эту вершину наиболее удачный по сравнению с другими высотами: достаточно пологий, нет крутых участков, сбросов и ригелей. Но с другой стороны, когда идёшь по дороге вверх, лишь частично представляешь трудности и невероятные усилия, приложенные для обустройства станции.
Довольно любопытная статья есть об этом в Восточно-Сибирской Правде от 30.05.1970г., ЧИТАТЬ НА 4-й СТРАНИЦЕ
Надо полагать, что такой интереснейший объект мы, хурайхобокцы, не смогли обойти вниманием. И 11-го мая 2019 г. в 5.00 утра из Иркутска выехала делегация АСО в составе А. Мисюркеева, А. Юшкова и О. Тарасовой. В пути решался вопрос об утреннем питании, но так как ответственного за этот пункт в составе делегации не было, произошло непредвиденное — мы чуть не лишились завтрака, а как говорил Шариков: «Я без пропитания оставаться не могу». Вроде бы питаться в Мотах и Каретном дворе рано, успеем промяться до начала похода, но и нет уверенности, что найдём в столь ранее время харчевни в Бурятии. Да, правильно боялись, все закрыто… И только в Туране мы нашли работающую столовку и по такому поводу страшно объелись. Но мы отвлеклись от основного повествования, хотя нет, ничего не отвлеклись, ведь питание — это важнейший аспект, канон и нюанс наших походов, ибо, как говорит отец русской демократии, ой, хурайхобокии: «От качества питания зависит успех мероприятия!».
И если уж отвлекаться, так отвлекаться. В пути было замечено следующее:
— Напротив туалета примерно так за 50 км. до Монд обнаружена стелла «В память о бойцах отряда Каландаришвили, погибших от рук белогвардейцев». Шли там бои, оказывается, жестокие. Вечная память погибшим с обеих сторон… Стоит отметить, что в Кырене на центральной улице стоит бюст Каландаришвили, а не Карла Маркса, как я, признаться, думала.
— Некоторые названия на указателях географических объектов вопиюще неправильно написаны, к примеру, вместо Шулу-Сапсаж — Хулусапсата. И этому нашлось объяснение, хотя и пространное — ошибка, мол:
Учитывая все вышесказанное, в Мондах мы оказались около 11-ти. Выяснили, что если ехать на машине с высоким клиренсом, то можно заброситься километров на пять дальше, в обратном случае, машину можно бросить у мусорки почти сразу за приграничным постом и пойти вверх.
Путь на вершину очевиден, и, повторюсь, идёт по тракторной дороге, с которой очень трудно сбиться, только разве в условиях совсем плохой видимости. По мере набора высоты открываются отличные виды: на долину с посёлком и Иркутом, на противоположный борт долины с куполом Саянской солнечной обсерватории, а вскоре и на «заграницу». Если считать Монголию таковой, конечно, а не руководствоваться словами из известной поговорки. Прекрасно видно озеро Хубсугул и даже остров Модойн-Хуйс, а уже с самой вершины видно великую Мунку-Сардык! Можно бесконечно долго стоять и любоваться открывшимися с пика видами, но это практически невозможно из-за холодного ветра. По этой же причине на горе почти нет снега, она вроде как угловая и подвержена всем ветрам.
Общее расстояние туда-сюда — 22 км., общий набор высоты — 1700 м. У нас при неспешном темпе подъем занял 4 часа 20 минут, а спуск бегом — 2 часа. Так что мы ещё успели на «хобок» в аршанский Хамар-Дабан.
Резюме: пик Хулугайма — достойный объект со всех сторон. Подъем вроде технически прост, можно любого новичка вести, но и общий набор высоты серьезный. Тут вроде неплохо свою физическую форму в порядок приводить, но ехать сюда целых триста километров. Однозначно, прекрасные виды по пути и интересный объект в цирке вершины. Хулугайма (или Хулугайша) в переводе с бурятского — «воровская гора».
Ещё с неё хорошо видно гору Хуруму… Но об этом позже, ведь приключения продолжаются!